Меню

Стратегия развития округа

На основании постановления администрации городского округа Орехово-Зуево № 1790 от 01.10.2018 О прогнозе социально-экономического развития городского округа Орехово-Зуево на 2019-2021 годы

Пояснительная записка к прогнозу
социально-экономического развития городского округа Орехово-Зуево Московской области 2019-2021 годов

Прогнозные показатели развития городского округа Орехово-Зуево на 2019 год с перспективой до 2021 года формировались в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Московской области № 488/18 от 24.06.2016г. «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Московской области на среднесрочный период» и постановлением администрации городского округа Орехово-Зуево №477 от 11.05.2017г. «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития городского округа Орехово-Зуево на среднесрочный период».

При разработке прогноза учитывались предварительные индексы-дефляторы цен, предоставленные Министерством экономики Московской области, анализ тенденций развития экономики города, сведения по перспективе развития, представленные промышленными предприятиями и организациями города.

В соответствии с методическими рекомендациями прогноз социально-экономического развития города на 2019 год и период до 2021 года разработан в двух вариантах, с учетом данных по присоединенным сельским поселениям в соответствии с Законом Московской области от 06 июля 2017 г. № 109/2017–ОЗ «Об объединении сельского поселения Верейское, сельского поселения Демиховское и сельского поселения Малодубенское Орехово-Зуевского муниципального района с городским округом Орехово-Зуево и внесение изменений в Закон Московской области «О статусе и границе городского округа Орехово-Зуево» и Закон Московской области «О статусе и границах Орехово-Зуевского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований».

В число показателей прогноза входят: показатели численности и занятости населения, развития промышленного производства и сельского хозяйства, малого предпринимательства, фонда заработной платы, оборота розничной торговли, инвестиций в основной капитал, а также показатели, связанные с обеспеченностью населения муниципального образования учреждениями образования, культуры, физической культуры и спорта.

Все показатели, включенные в прогноз социально-экономического развития городского округа Орехово-Зуево на 2019 год и плановый период до 2021 года согласованы с центральными исполнительными органами государственной власти Московской области.

Ежегодная работа по формированию прогноза социально-экономического развития городского округа позволяет оценить достигнутые результаты, выявить узкие места и определить основные параметры для развития муниципального образования на предстоящий период.

Достижение поставленных задач планируется обеспечить путём выполнения конкретных мероприятий, предусмотренных действующими муниципальными программами по направлениям деятельности.

1. Демографические показатели.

Динамика общей численности населения отражает закономерности в тенденциях формирования его возрастной структуры и естественного воспроизводства населения, а также в значительной мере зависит от направленности и объёмов внешнего миграционного движения населения, сложившихся в Московской области. В 2017 году родилось 1433 человека, что составило 96,2% процента к 2016 году. Умерло 1993 человека, что составило 98,4% к 2016 году. По прогнозу на 2018 год численность населения, с учетом присоединенных территорий составит 133439 чел. До 2021 года прогнозируется уменьшение численности населения города.

В 1 полугодии 2018 году родилось 702 человека, что составило 90,2% к соответствующему периоду 2016 года. Умерло 998 человек, что составило 96,9% к 1 полугодию 2016 года. Рождаемость и смертность населения по городу в расчете на 1000 жителей составила соответственно 5,9 и 8,3 человека.

Основными причинами низкой рождаемости на территории городского округа Орехово-Зуево являются невысокая заработная плата родителей, отсутствие собственного жилья и возможности его приобретения, в связи с высокой стоимостью недвижимости, достаточно высокие цены на продукты питания и детские товары, а также социальные факторы. Причинами смертности населения на территории городского округа являются заболевания сердечно-сосудистой системы, онкология и внешние факторы. Основные потоки миграции приходятся из стран СНГ. В последнее время на территории городского округа увеличилось количество мигрантов из Украины.

В 2018 году и прогнозируемом периоде 2019-2021 годах планируется увеличение рождаемости по сравнению с 2016 годом на 10 процентов. Это связано с присоединением трех поселений и увеличением количества жителей, строительством двух пристроек к образовательным учреждениям на ул. Мадонская (МОУ СОШ №16) и ул. Володарского (МОУ Лицей), строительство новой школы на ул. Красина, спортивных объектов, создание благоприятной среды для развития материнства и детства и прочее. Снижение уровня смертности обусловлено повышением качества медицинской помощи по самым многочисленным, социально значимым видам заболеваний (сердечно – сосудистые, онкологические, туберкулез и т.д.), а также пострадавшим при ДТП.

В условиях естественной убыли населения единственным источником пополнения как всей численности населения, так и трудоспособной ее части, остается внешняя миграция. Увеличение количества мигрантов к 2021 году до 500 человек связано с созданием комфортной городской среды, наличием рабочих мест и достойных условий труда, а также жилищным строительством.

До 2021 года увеличение численности населения города планируется как за счет уменьшения естественной убыли, так и за счет миграционного прироста.

2. Промышленное производство.

Структуру промышленного производства городского округа Орехово-Зуево составляют предприятия обрабатывающих производств, а также предприятия, относящиеся к следующим видам экономической деятельности:

  • обеспечение электрической энергией и паром; кондиционирование воздуха;
  • водоснабжение; водоотведение; организация сбора и утилизации отходов; деятельность по организации загрязнений.

Предприятия, относящиеся к виду экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых», на территории муниципального образования отсутствуют.

В структуре промышленных видов деятельности городского округа более 90,0% принадлежит обрабатывающим производствам,

До 2018 года в структуре обрабатывающих производств города приоритетной является химическая отрасль, которая представлена высокоэффективными предприятиями ООО «АкзоНобельЛакокраска» и ООО «Метадинеа». С 2018 года, в связи с присоединением сельских территорий, в перечень обрабатывающих производств вошли крупные предприятия ОАО «Демиховский машиностроительный завод» и ООО «Топ Продукт». Учитывая, что объем отгруженной продукции собственного производства ОАО «ДМЗ» ежегодно составляет около 20,0 мрд. рублей с 2018 года меняются приоритеты в структуре обрабатывающих производств.

В 2017 году на динамику совокупного объема отгрузки промышленной продукции в значительной мере повлиял рост производства кислородно-дыхательной и воздушно-дыхательной продукции предприятий АО "КАМПО" (168,2%) и АО "НПП "Респиратор" (133,3%), порошковых покрытий (ООО "Акзо Нобель Лакокраска" - 103,4%), хлебобулочных изделий (ОАО "Ореховохлеб") - 103,2%.

Снижение объемов производства продукции в натуральном выражении в 2017 году наблюдалось на предприятиях текстильной промышленности ГК "ОРЕТЕКС" (ООО "Мех Оретекс", ООО "Ткани Оретекс", ООО "Ткацкие изделия Оретекс").

В 1 полугодии 2018 года рост объема отгруженных товаров собственного производства организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, в фактических ценах составил по предприятиям обрабатывающих производств 141,6%, обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха – 161,9%, водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений - 110,8 процентов.

Объем промышленного производства в общем объеме отгруженных товаров собственного производства организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства составил 87,7 процента.

С 2018 года с учетом присоединенных территорий на динамику совокупного объема отгрузки промышленной продукции существенное влияние оказывает продукция ОАО "ДМЗ", так как объем отгрузки указанного предприятия составляет практически 50,0% объема отгруженных товаров собственного производства предприятий обрабатывающих производств.

В 2018 году планируется увеличение промышленного производства в машиностроительной отрасли "ОАО "Демиховский машиностроительный завод", химической отрасли (ООО "Акзо Нобель Лакокраска" и ООО "Метадинеа"), пищевой промышленности (ООО "Топ Продукт" и ОАО "Ореховохлеб"), а также на предприятиях, относящихся к авиационной промышленности "АО "НПП "Респиратор" и АО "КАМПО".

В соответствии с информацией, представленной промышленными предприятиями города, в прогнозируемом периоде снижение объемов производства продукции не планируется. Рост составит в среднем 3-5 процентов.

В прогнозном периоде деятельность промышленных предприятий будет направлена на расширение ассортимента выпускаемой продукции и повышение её конкурентоспособности, а также освоение новых рынков сбыта.

Строительство новых промышленных предприятий не планируется. В прогнозируемом периоде намечено завершение реализации инвестиционных проектов на ООО "Метадинеа" - модернизация 4-го и 5-го этапа производства синтетических смол и строительство склада смол и рецикловых вод, а также создание производственно-логистического комплекса «СВАП-ЦЕНТР», на территории предприятия «Зернопродукт-Сервис», а также обновление оборудования с целью совершенствование технологического процесса.

Сдерживающими факторами развития промышленности являются - рост цен на энергоносители и основное сырьё, а также колебание курса основных валют, т.к. значительную долю производственного оборудования занимает оборудование импортного производства.

Учитывая динамику производимой продукции промышленными предприятиями города за последние годы, а также на основании информации, представленной крупными и средними промышленными предприятиями города, с учетом объемов производимой промышленной продукции предприятиями на присоединенных территориях, планируется увеличение объемов отгруженных товаров собственного производства по промышленным видам деятельности в 2019 году по двум вариантам на 5,2% - 7,1%, а в 2021 году на 13,6 – 20,0% к оценке 2018 года. 

3. Сельское хозяйство.

Сельское хозяйство городского округа Орехово-Зуево представлено предприятиями ООО «Страфер», ООО «Дубрава», ООО «Слава», КФХ и личным подсобным и другим хозяйством населения, занимающихся выращиванием сельскохозяйственной продукции.

ООО «Страфер» - основное направление деятельности животноводство. Хозяйство имеет 16 голов КРС, 10 голов МРС, выращивает многолетние травы на сено. Укосная площадь многолетних трав на сено более 200 га.

ООО «Дубрава» - основное направление производства на территории городского округа Орехово-Зуево растениеводство. Хозяйство выращивает кормовые культуры для основного животноводческого хозяйства расположенного в другом регионе. Посевная площадь ООО «Дубрава» 155 га. В 2018 году посеяно ячменя - 80 га, овса - 45 га, остальная площадь засеяна многолетними травами.

На постоянной основе проводится мониторинг за производством продукции растениеводства и животноводства по всем категориям сельскохозяйственных предприятий и КФХ.

ООО «Дубрава» планирует в 2019 году построить теплицу площадью 1200 кв.м. для выращивания овощей. Монтаж каркаса в стадии завершения.

ООО «Слава» - предприятие в стадии становления. По состоянию на 01.07.2018 года на средства частного лица, собственника земельных участков общей площадью 40 га, ведется строительство молочно-товарной фермы на 56 скотомест, заложен фундамент для строительства цеха переработки. Построены птичник на 2000 голов единовременной посадки при напольном содержании, кормоцех, инкубатор на 45 тыс. яиц единовременной закладки инкубационного яйца. По завершению строительства объекты будут переданы на баланс или по договору аренды ООО «Слава». Предприятие планирует разводить коров Джерсейской породы для производства молока с последующей переработкой и производством сыров. К 2021 году производство молока составит 324 тонн в год, мясо птицы – 19,4 тонн.

Реализация вышеуказанных мероприятий позволит:

  • увеличить производство сельскохозяйственной продукции;
  • увеличить долю сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, произведенных на территории городского округа Орехово-Зуево в общем объеме потребления.

Оценка производства сельскохозяйственной продукции, увеличение сбора урожая зерновых в прогнозном периоде возможно за счет использования интенсификации производства (применения гербицидов при всходах и внесении удобрений в почву).

Темп роста сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах продукции растениеводства составит около 9.0-10%. за счет экстенсификации производства, увеличения площади посадки при вводе капитальных строений в эксплуатацию. В стадии застройки около 300 участков.).

Увеличение продукции животноводства в прогнозном периоде произойдет за счет ввода новых мощностей производства.

В прогнозном периоде на территории городского округа Орехово-Зуево крупнейшие инвестиционные проекты в сфере сельского хозяйства не определены. В настоящее время ведется работа по поиску потенциальных инвесторов для создания новых сельскохозяйственных производств на территории муниципального образования.

С целью достижения запланированных результатов и повышения социально-экономической эффективности развития отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности утверждена муниципальная программа «Сельское хозяйство городского округа Орехово-Зуево» на 2018-2022 годы. Мероприятия программы направлены на обеспечение населения городского округа сельскохозяйственной продукцией и продовольствием собственного производства, создание условий для устойчивого развития сельских территорий, а также содействие развитию малых форм хозяйствования, в том числе личных подсобных хозяйств и вовлечение их в экономическую деятельность муниципального образования. 

4. Транспорт.

В 2017 году протяженность автомобильных дорог городского округа Орехово-Зуево составляла 129,14 км, в т.ч. с твердым покрытием (асфальтобетонное покрытие и переходный тип покрытия) - 99 км, что составляет 76,66 процента.

На основании Закона Московской области «Об объединении сельского поселения Верейское, сельского поселения Демиховское и сельского поселения Малодубенское Орехово-Зуевского муниципального района с городским округом Орехово-Зуево и внесении изменений в закон Московской области «О статусе и границе городского округа Орехово-Зуево» и закон Московской области «О статусе и границах Орехово-Зуевского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований», принятого постановлением Московской области от 22 июня 2017 г. №21/27-П, протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Орехово-Зуево с 01.01.2018 года составляет 202,111 км, в том числе с твердым покрытием (асфальтобетонное покрытие и переходный тип покрытия) - 140,4 км, что составляет 69,47%. Населенные пункты, не обеспеченные выходами к автомобильным дорогам с твердым покрытием, отсутствуют.

Плотность дорог по городу составляет 4,06. В настоящее время уточняются сведения по протяженности региональных и федеральных дорог по присоединенным территориям.

В соответствии с утвержденной муниципальной программой "Развитие транспортной системы городского округа Орехово-Зуево Московской области на 2017-2021 годы" мероприятия по строительству и реконструкции объектов дорожно-транспортной инфраструктуры в 2017 году не были предусмотрены.

В 2019 году будет планируется проведение работ по разработке проектно-сметной документации на перевод 3,5 км грунтовых автомобильных дорог в твердое покрытие, с дальнейшим прохождением экспертизы данной ПСД и включением в план работ на 2020 год.

В настоящее время в реестр муниципальной собственности приняты 2 бесхозяйные дороги, протяженностью 1,092 км; 2 автомобильные дороги общей протяженностью 3 км из оперативного управления ГБУ МО Мосавтодор, 13 автомобильных дорог (проездов к СНТ) общей протяженность 12,643 км. В целом, общая протяженность автомобильных дорог городского округа Орехово-Зуево увеличивается на 16,74 км и составит 218,85 км, в том числе с твердым покрытием - 145,62 км. Данные изменения в прогнозе учтены с 2019 года.

В случае перевода 3,5 км грунтовых дорог в твердое покрытие, протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием с 2020 года составит 149,12 км. (вариант 2).

5.Малое и среднее предпринимательство, включая микропредприятия

Развитие малого и среднего бизнеса – одно из перспективных направлений устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований. Успешное и эффективное функционирование малых и средних предприятий на территориях муниципальных образований позволяет в значительной степени обеспечить удовлетворение основных жизненных потребностей населения в товарах, работах и услугах, создание новых рабочих мест, приток инвестиций в экономику.

По состоянию на 1 января 2018 года в городском округе Орехово-Зуево функционировало 1284 малых предприятий и 7 средних. Среднесписочная численность работающих в организациях малого бизнеса (без учета ИП) 6714 человек, что составляет 25,5% от общей численности работающих. Общий объем отгруженной продукции, выполненных работ и услуг предприятиями МСП за 2017 год составил 7,4 млрд.руб., или 25% от общей суммы отгруженной продукции всех предприятий города. Среднемесячная заработная плата на предприятиях МСП – 23,9 тыс. руб. 40,8% налоговых поступлений в доход местного бюджета приходится на поступления от деятельности субъектов МСП.

В 2017 году в рамках реализации программы «Предпринимательство городского округа Орехово-Зуево» в бюджете городского округа на поддержку малого и среднего бизнеса было предусмотрено 920,0 тыс. рублей, что на 11,5% больше, чем в 2016 году. С 01.09. по 20.09. 2017г. был объявлен конкурс на предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства по двум мероприятиям программы: модернизация производства и социальное предпринимательство. Для удобства предпринимателей прием заявок осуществлялся через МФЦ. По результатам конкурсного отбора победителями стали 5 субъектов малого бизнеса: - по модернизации: ООО «Деловая инициатива», ООО «Альфа», ООО «ПКФ ТОПАЗ», ООО «Стройпрогресс». Данным предприятиям компенсировались затраты, связанные с покупкой нового оборудования. Максимальная сумма субсидии на одного получателя составила 240,0 тыс. рублей. - по социальному предпринимательству: индивидуальный предприниматель Дунаева К.Е., компенсировала затраты, связанные с арендными платежами. Сумма субсидии - 100,0 тыс. рублей. В 2018 году в соответствии с утвержденной муниципальной программой «Предпринимательство городского округа Орехово-Зуево» на 2017 – 2021 гг финансовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства будет предоставляться по двум мероприятиям программы: модернизация производства и социальное предпринимательство. Конкурсный отбор начнется в сентябре 2018г. В рамках имущественной поддержки Постановлением администрации г.о. Орехово-Зуево от 30.11.2017 №1457 утвержден перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование только субъектам малого бизнеса (13 объектов, общей площадью 1,93 тыс. кв.м.) Для социально ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства, арендуемых недвижимое муниципальное имущество, утвержден льготный понижающий коэффициент в размере 50% от базовой ставки арендной платы. На регулярной основе комитетом по экономике проводятся консультации субъектов МСП по вопросам ведения предпринимательской деятельности. Наряду с этим, проводятся обучающие семинары для предпринимателей по интересующим их вопросам. Для оперативного решения вопросов, возникающих в процессе предпринимательской деятельности создан Совет по улучшению инвестиционного климата и развитию предпринимательства при главе городского округа Орехово-Зуево. В целях вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность с 20.04.2018г. по 01.06.2018г. проводился конкурс среди школьников и студентов «Начни свой бизнес», включающий ряд обучающих семинаров и практических мероприятий на предприятиях города.

В соответствии с утвержденной муниципальной программой «Предпринимательство городского округа Орехово-Зуево» на 2017 – 2021 гг. планируется оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства по двум мероприятиям программы: модернизация производства и социальное предпринимательство. В рамках имущественной поддержки перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование только субъектам малого бизнеса будет расширяться. Для социально ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства, арендуемых недвижимое муниципальное имущество, сохранится льготный понижающий коэффициент в размере 50% от базовой ставки арендной платы. Комитетом по экономике также будут проводиться консультации субъектов МСП по вопросам ведения предпринимательской деятельности и обучающие семинары для предпринимателей по интересующим их вопросам. Оказание содействия в решении возникающих проблем будет осуществлять Совет по улучшению инвестиционного климата и развитию предпринимательства при главе городского округа Орехово-Зуево. В целях вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность запланировано ежегодное проведение конкурса среди школьников и студентов «Начни свой бизнес».

В целях снижения административных барьеров предоставление государственных и муниципальных услуг, связанных с разрешительными процедурами в предпринимательской деятельности оказываются малому бизнесу через МФЦ.

Для координации взаимодействия органа местного самоуправления и предпринимателей города создан Совет по улучшению инвестиционного климата и развитию предпринимательства при главе городского округа Орехово-Зуево. Информация о работе Совета размещается в СМИ и на официальном сайте администрации.

Для обеспечения постоянного диалога с бизнесом, рассмотрения бизнес-проектов, оперативной помощи в решении возникающих проблем, главой городского округа ведется прием предпринимателей города - второй понедельник каждого месяца.

На регулярной основе проводятся мероприятия (семинары, круглые столы, совещания) с привлечением общественных организаций/учреждений инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

Данные меры поддержки субъектов МСП приведут к дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства на территории городского округа Орехово-Зуево. 

6. Инвестиции.

В 2017 году наибольший объем инвестиций в основной капитал отражен по следующим видам экономической деятельности: обрабатывающие производства (28,4%); водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений(36,4%); обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха (5%); торговля оптовая и розничная (9,3%); образование (5%); деятельность в области здравоохранения и социальных услуг (3,3%); государственное обеспечение и обеспечение военной безопасности, социальное обеспечение (1,3%).

В 2017 году были реализованы следующие инвестпроекты в сфере торговли - строительство торгового центра ИП Замятин Ю.П. (объем инвестиций 20,0 млн. рублей), строительство торгово-офисного здания ИП Снджоян А.А. (объем инвестиций 10,25 млн. рублей). Была завершена реконструкция производственного здания предприятия по производству пластмассовых изделий ООО "ПКФ ТОПАЗ" (объем инвестиций 25,5 млн рублей), размещено предприятие по производству мототехники ООО "Ирбис Моторз" с объемом инвестиций 52,0 млн. рублей.

За 1 полугодие 2018 года крупными и средними предприятиями города освоено 585,9 млн. руб. инвестиций в основной капитал. Более 40,0% от общего объема инвестиций приходится на промышленные предприятия.

В структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал по крупным и средним организациям отмечается опережающий рост собственных средств – 74,4 процента от общего объема. Из привлеченных средств – 90,0% бюджетные средства.

Наибольший объем инвестиций приходится на модернизацию предприятий обрабатывающих производств, таких, как ООО "МЕТАДИНЕА", на котором реализуются два крупных инвестиционных проекта по строительству производственно-емкостного парка смол и рецикловых вод и модернизации производства синтетических смол (корректировка 4-го и 5-го этапов строительства). На территории ОАО "Зернопродукт-сервис" осуществляется создание производственно-логистического комплекса «СВАП-ЦЕНТР» (завод по нанесению универсального и антикоррозийного покрытия на трубы) – инвестор ООО "БТ-СВАП".

В 2018 года завершено создание центра амбулаторного гемодиализа ООО "ГАЛЬМЕД" (объем инвестиций 200,0 млн.рублей), реконструкция мебельного производства ООО "Грифон" (объем инвестиций 65,0 млн рублей), на ООО "МЕТАДИНЕА" закончено строительство установки по производству формалина (объем инвестиций 873,8 млн. рублей). Продолжаются работы по созданию производственно-логистического комплекса ООО "БТ-СВАП" (объем инвестиций 528,0 млн рублей), строительству цеха по утилизации вторичных энергоресурсов химических производств АО "Карболит" (86,0 млн. рублей), строительству производственно-емкостного парка смол и рецикловых вод (объем инвестиций 323,7 млн. рублей) и модернизация 4-5 этапа строительства производства синтетических смол (объем инвестиций 486,6 млн рублей) на ООО "МЕТАДИНЕА".

В связи с присоединением к городскому округу Орехово-Зуево 3-х сельских поселений, ранее относящихся к Орехово-Зуевскому району, на территории городского округа продолжилась реализация инвестиционных проектов в сфере логистики на ООО "Проджи" и ООО "СМАРТ". ИП Ожаренков С.С. осуществляет строительство производственного комплекса в д. Демихово (производство металлических изделий). За счет бюджетных средств планируется реализация проектов в сфере образования (строительство пристроек к лицею №9 и МОУ СОШ №16, строительство общеобразовательной школы на ул. Красина) и сфере культуры и спорта (реконструкция стадиона "Знамя труда" и строительство музыкальной школы в д. Демихово). Также на территории муниципального образования осуществляется строительство жилых комплексов на ул. Бондаренко (ЗАО "Финтрастойл") и Клязьминскому проезду (АО "Воскресенский домостроительный комбинат").

На прогнозный период 2019-2021 годы запланирована реализация следующих инвестпроектов: строительство крытой автостоянки с офисным центром (2-я очередь) ООО "Торговый Дом "Автомобили" (объем инвестиций 101,7 млн рублей), строительство 3-й очереди производственного комплекса по производству металлоконструкций ИП Ожаренков С.С. (объем инвестиций 600,0 млн рублей), строительство птичьей фермы ООО "Слава" (объем инвестиций 200,0 млн рублей), строительство логистическо-складского комплекса ООО "Проджи" (объем инвестиций 360,0 млн рублей), строительство транспортно-логистического комплекса ООО "Смарт" (объем инвестиций 2000 млн рублей).

В соответствии с рекомендациями Министерства инвестиций и инноваций Московской области информация о реализованных и реализуемых на территории городского округа Орехово-Зуево инвестиционных проектах занесена в Единую автоматизированную систему «Перечень инвестиционных проектов Московской области» (ЕАС ПИП).

Учитывая информацию о перспективах развития, представленную предприятиями и организациями городского округа объем инвестиций в 2019 году по двум вариантам составит 2655,78 – 2708,98 млн. рублей и увеличится соответственно на 5,6 –7,7% к уровню 2018 года. К 2021 году увеличение составит соответственно по вариантам – 17,4- 24,4% к уровню 2018 года.

В целях предоставления инвестору актуальной информации об инвестиционном потенциале, разработан и утверждён Инвестиционный паспорт, где предусмотрены все возможные инвестиционные площадки для развития бизнеса и привлечения к реализации приоритетных проектов.

Для обмена информацией, необходимой для развития инфраструктуры привлечения инвестиций и реализации инвестиционных проектов на территории округа, между администрацией городского округа Орехово-Зуево и АО «Корпорация развития Московской области» заключено Соглашение о сотрудничестве.

В настоящее время разработана "Дорожная карта" по привлечению дополнительных инвестиций в основной капитал, в рамках реализации которой планируется выполнение мероприятий с целью развития инвестиционной привлекательности муниципального образования.

Кардинальная задача органов местного самоуправления в данной области – перейти к интенсивному использованию внутренних резервов с учетом присоединенных с 1 января 2018 года территорий сельских поселений Верейское, Демиховское и Малодубенское. 

7. Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство

Строительство в городе в 2017 году осуществлялось в соответствии с разработанным титульным списком строек с привлечением различных источников финансирования.

Объем работ и услуг, выполненных собственными силами организаций по виду деятельности «Строительство», с учетом организаций малого и среднего бизнеса, в 2017 году составил 1072,2 млн. рублей или 85,0% в действующих ценах к уровню 2016 года.

По оценке в 2018 году объем работ и услуг, выполненных собственными силами организаций по виду деятельности «Строительство», составит 1116,7 млн. руб., в 2019 году данный показатель составит 1160,8 млн. руб., в 2020 году - 1215,5 млн. руб., в 2021 году – 1284,0 млн. рублей.

В 2016 и 2017 годах ввод многоквартирных домов не осуществлялся. В январе-июне 2018 года на территории города за счет всех источников финансирования введено в действие жилых домов общей площадью 3,4 тысячи квадратных метров. Все жилье индивидуальное.

В августе текущего года введен в эксплуатацию 10 секционный разноэтажный жилой дом на Клязьминском проезде. До конца года планируется ввод 9-ти этажного многоквартирного жилого дома (корпус 1) на пересечении ул. Бондаренко и пр. Бондаренко; 9-ти этажного многоквартирного жилого дома (корпус 4) на пересечении ул. Бондаренко и пр. Бондаренко. Рост динамики ввода жилья в 2018 году обусловлен переносом ввода объектов жилищного строительства с 2017 года.

Планируемый ввод жилья по годам:

  • 2019 г.: ул. Гагарина, д. 28 - 4,6 тыс. кв.м; д. Демихово, ул. Новая, уч. 26, 28,29 - 1,5 тыс. кв.м;
  • 2020 г.: ул. Зеленая, 13 домов - 16,5 тыс. кв.м г. Орехово-Зуево, ул. Галочкина, д. 1 - 7, 75 тыс. кв.м;
  • 2021 г.: на пересечении ул. Бондаренко и пр. Бондаренко. Корпус 3 - 5, 6 тыс. кв.м.

Увеличение ввода по индивидуальному жилищному строительству в 2018 году планируется за счет присоединенных территорий сельских поселений. На последующие годы прогнозируется тенденция роста вследствие выдачи разрешений на строительство многодетным семьям.

В связи с отсутствием новых строительных площадок и полученных разрешений на строительство многоквартирных жилых домов прогнозируется спад ввода к 2021 году.

Реализация жилищной политики городского округа Орехово-Зуево осуществляется в соответствии с задачами, поставленными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».

В 2017 году обеспеченность населения жильем рассчитана в соответствии со статистической формой «1-жилфонд» жилищный фонд городского округа на 31.12.2017 года. С 2018 года динамика обеспеченности населения городского округа Орехово-Зуево формировалась с учетом жилищного фонда присоединенных территорий сельских поселений Орехово-Зуевского района и планируемых объемов вводимого жилья.

С целью улучшения жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилье в 2015 году завершено переселение в новые отдельные благоустроенные квартиры 38 аварийных домов; в 2016 году расселено 2 аварийных дома, один в рамках адресной программы Московской области, второй за счет муниципального жилищного фонда городского округа Орехово-Зуево. На 2018 год запланировано расселение 6 аварийных домов (70 жилых помещений в которых проживает 201 человек); на 2019 год ликвидация аварийного жилищного фонда не запланирована (только в случае не выполнения этапа 2018 года).

Основными задачами отрасли жилищно-коммунального хозяйства является проведение работ по улучшению состояния жилищного фонда, объектов внешнего благоустройства и инженерной инфраструктуры, обеспечение необходимого уровня обслуживания жителей города, санитарного состояния мест их проживания и отдыха. Реализация задач в сфере ЖКХ осуществляется в рамках реализации муниципальной программы «Формирование современной комфортной городской среды городского округа Орехово-Зуево на 2018 -2022 годы».

С целью обеспечения надежного и устойчивого обслуживания потребителей коммунальными услугами, снижения уровня износа жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры, модернизации этих объектов путем внедрения ресурсо-, энергосберегающих технологий и привлечения средств внебюджетных источников разработана и утверждена муниципальная Программа «Развитие объектов инженерной инфраструктуры и энергоэффективности городского округа Орехово-Зуево на 2018-2022 годы». 

9. Труд и заработная плата.

Ситуация на рынке труда городского округа Орехово-Зуево в 2018-2021 годах формируется под влиянием демографических факторов, общей ситуации в экономике и зависит от эффективности реализации принятых и планируемых к реализации мероприятий по поддержке занятости населения.

По данным ГУ МО Орехово-Зуевского центра занятости населения по состоянию на 1 января 2018 года по вопросам трудоустройства обратились 1341 человек или 94,3 процента к соответствующему периоду прошлого года. На 1 января 2018 года в центре занятости зарегистрировано 343 человека, не занятых трудовой деятельностью, в том числе безработных 311 человек. Уровень безработицы составил 0,5 процента. За истекший период нашли работу (доходное занятие) 933 человека, что составляет 69,6 процента, от числа обратившихся по вопросам трудоустройства. Прогноз уровня безработицы на 2018-2021 годы рассчитан исходя из анализа развития регистрируемого рынка труда, учитывая мероприятия, проводимые в сфере содействия занятости населения, тенденций и динамики уровня безработицы в городском округе, имеющими тенденцию к ежегодному снижению, проводимой работы по снижению неформальной занятости и легализации трудовых отношений в городском округе. Напряжённость на рынке труда составляет в среднем на одного безработного 6 вакансии. Рыночная экономика предъявляет повышенные требования к качеству трудового потенциала, ее образовательному, профессиональному и квалификационному уровню. Растущую потребность в кадрах испытывают промышленность, строительство, торговля, учреждения здравоохранения, социального обеспечения, образования. Устойчивый спрос сохраняется на водителей, слесарей, электриков, электрогазосварщиков, плотников, маляров, поваров, продавцов,

Создание новых предприятий и организация дополнительных рабочих мест является одним из самых актуальных вопросов для органов местного самоуправления. В отчетном году введение в действие новых объектов и расширение действующих предприятий позволило создать на территории города с учётом открытия новых предприятий на свободных площадях крупных промышленных предприятий и регистрацией ИП более 275 рабочих мест. Способствовали созданию рабочих мест следующие предприятия: ООО ""МЕТАДИНЕА""-производство прочих химических органических основных веществ; ООО ""Свап Центр""-создание и выпуск различных защитных покрытий труб и трубопроводов, в том числе: теплогидроизоляционных и теплоизоляционных покрытий труб и деталей трубопроводов; ООО "Ирбис Моторс""- производство автомобилей специального назначения; ООО ""ГАЛЬМЕД"" -деятельностью в сфере «Диализные центры». "

В текущем году создание рабочих мест планируется порядка 278 единиц путем расширения ООО "Ирбис Моторс"-- производство автомобилей специального назначения; ООО "ГАЛЬМЕД" -деятельность в сфере «Диализные центры»; ООО "ОНКОКЛИНИКА"-деятельность больничных организаций.

В 1 полугодии 2018 года с учётом открытия новых предприятий на свободных площадях крупных промышленных предприятий и регистрацией ИП уже создано 141 рабочее место.

В 2019-2021 годах через расширение, модернизацию и ввода в эксплуатацию новых объектов производства планируется создание дополнительных рабочих мест не менее 280 единиц ежегодно, что в дальнейшем положительно скажется на уровне занятости.

Динамику фонда заработной платы из числа крупных и средних, у которых средняя заработная плата свыше 30 тыс.рублей определяют следующие предприятия: ОАО "ОРЕХОВОХЛЕБ"- производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения; АО "КАРБОЛИТ"-производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, аренда и управление собственным или арендованным жилым недвижимым имуществом; ООО "МЕТАДИНЕА" - производство прочих химических органических основных веществ; ООО "АКЗО НОБЕЛЬ ЛАКОКРАСКА"- производство красок, лаков и аналогичных материалов для нанесения покрытий, полиграфических красок и мастик; АО "НПП РЕСПИРАТОР"- производство частей и принадлежностей летательных и космических аппаратов; ООО "ТРАНСМАШ"- обработка металлов и нанесение покрытий на металлы; ООО "МЕХ ОРЕТЕКС - производство искусственного меха; ООО "ТИЗ ОРЕТЕКС" - производство хлопчатобумажных тканей; ООО "ОРЕХОВО-АВТОЦЕНТР"- торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах; АО "КАМПО"- производство теплообменных устройств, оборудования для кондиционирования воздуха промышленного холодильного и морозильного оборудования, производство оборудования для фильтрования и очистки газов.

Динамику фонда заработной платы из числа малых (включая микропредприятия), у которых средняя з/плата свыше 30 тыс. рублей определяют следующие предприятия: ООО "Ирбис Моторс"-производство автомобилей специального назначения; ООО "ГАЛЬМЕД" -деятельностью в сфере «Диализные центры»; ООО "ОНКОКЛИНИКА"- деятельность больничных организаций; ООО "ТРОЙКА"- деятельность автомобильного грузового транспорта; ООО "ЭЛЕМЕНТУМ"- производство пластмасс и синтетических смол в первичных формах; ООО "КОМПЛЕКСНЫЙ СЕРВИС" - деятельность агентов по оптовой торговле лесоматериалами и строительными материалами; ООО "ПАНКТИЗО ГРУП" - строительство.

За 1 полугодие 2018 года среднемесячная заработная плата на крупных и средних предприятиях города увеличилась на 11,7% и составила 43744,4 рублей. За июнь 2018 года средняя начисленная заработная плата составила – 45917,5 руб. и увеличилась на 5,3% к июню 2017 года. Фактический темп роста заработной платы по видам экономической деятельности составил: обрабатывающие производства – 118,2%, строительство – 113,5%, оптовая и розничная торговля – 106,2%, деятельность в области здравоохранения – 121,4 процента.

Фонд начисленной заработной платы по крупным и средним предприятиям в 1 полугодии 2018 года составил 6139,1 млн. руб., что на 11,4% выше уровня соответствующего периода 2017 года.

Прогноз заработной платы в сфере образования разработан с учетом показателей по уровню средней заработной платы педагогических работников согласно Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 21.08.2012 № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций городского округа Орехово-Зуево по оценке 2018г. составит 48 816,4 руб., а уже к 2021 году достигнет уровня 57 209,1 рублей. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных организаций с уровня 53 982 руб. в 2018 г. повысится к 2021 году до 60 637,8 руб. Рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы указанной категории работников планируется за счет увеличения объема муниципального задания вследствие увеличения численности обучающихся в общеобразовательных организациях и воспитанников в дошкольных образовательных организациях, оптимизации учебной нагрузки педагогических работников. Рост размера заработной платы в образовательных организациях городского округа Орехово-Зуево происходит также за счет планируемого увеличения объема платных услуг в системе образования в среднем на 4,3 % ежегодно.

Рост заработной платы работников в сфере культуры планируется за счет оптимизации сети муниципальных учреждений культуры, численности работников муниципальных учреждений культуры (выведение технического персонала из штатного расписания, переход на аутсорсинг), сокращение расходов от оптимизации сети, перевод на эффективные контракты, нормирование затрат.

Фонд заработной платы по крупным и средним предприятиям городского округа в прогнозном периоде 2019 года (по второму варианту) составит 13 974,8 млн. рублей, что на 6,5% больше к оценке 2018 года. Динамика увеличения фонда заработной платы по предприятиям из числа крупных и средних объясняется увеличением средней заработной платы в рамках исполнения заключенного территориального трехстороннего (городского) Соглашения между координационным Советом профсоюзов, работодателями городского округа Орехово-Зуево Московской области и Администрацией городского округа Орехово-Зуево Московской области на 2018-2020 годы, а также в связи с присоединением в 2018 году к территории городского округа трех поселений, что существенно повлияет на динамику фонда заработной платы предприятий из числа крупных и средний на территории городского округа. 

10. Торговля и услуги.

В 2018 году в городском округе Орехово-Зуево продолжают развиваться сферы торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения. С начала года открыто 15 объектов общепита, в том числе 6 ресторанов, 8 кафе и 1 столовая. Общий прирос числа посадочных мест составил около 300 единиц. Показатель обеспеченности населения услугами общественного питания - 36,3 посадочных места на 1000 жителей. В сфере торговли прирост числа объектов торговли в городском округе Орехово-Зуево связан с присоединением сельских поселений. Вместе с тем, открыты новые объекты в городе Орехово-Зуево: торговый комплекс по ул. Пролетарская, д.11а, магазины на первых этажах новостроек по ул. Мадонская. В сфере бытовых услуг в 2018 году открыто 13 предприятий бытовых услуг, создано 15 рабочих мест.

Число стационарных торговых объектов, расположенных на территории городского округа, по состоянию на 01.07.2018 г. составляет более 1700 единиц. На территории городского округа функционируют 26 торговых комплексов, среди которых особой популярностью пользуются ТК «Капитолий» (ул. Я. Флиера, д.4), «ТК «ОРЕХ» (ул. Ленина, д.78), ТК «МИГЕКО» (ул. Вокзальная, д.4, ул. Бирюкова, д.4а, ул. Пролетарская, д.18), ТК «ФЕНИКС» (ул. Парковская, д.15, д. Демихово, ул. Заводская), ТК «Никольский» (ул. Ленина, д.44а). Организована работа 28 супермаркетов «Пятерочка», 12 – «Магнит», 7 – «Дикси», 4 – «Верный» и других сетевых объектов торговли.

В 1 полугодии 2018 года в городском округе Орехово-Зуево открыт ряд объектов общественного питания: ресторан "Есенин" (г. Орехово-Зуево, ул. Ленина, д.99), Ресторан «Пекин» (г. Орехово-Зуево, ул. Ленина, д.99), Ресторан "Додо-пицца ОЗ" (г. Орехово-Зуево, ул. Я. Флиера, д.4), Ресторан в клубе "Сердце" (г. Орехово-Зуево, ул. Ленина, д.84), кафе у Исаакиевского озера и ряд других объектов.

  • Оборот розничной торговли в январе-июне 2018 года организаций всех видов экономической деятельности, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, составил 8236,1 миллионов рублей или 101,0 процент в действующих ценах к соответствующему периоду 2017 года.
  • В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий в 1 полугодии 2018 года составил 48,6 процентов, непродовольственных товаров – 51,4 процента.

В прогнозируемом периоде планируется рост оборота торговли и объема услуг общественного питания за счет введения в эксплуатацию новых торговых площадей, повышения качества услуг торговли и общественного питания, развития сети предприятий потребительского рынка, ориентированных на потребителей с различным уровнем доходов. 

11. Социальная сфера

С 1 января 2018 года в результате присоединения территорий Орехово-Зуевского муниципального района в городском округе Орехово-Зуево расширилась сеть учреждений социальной сферы. В настоящее время функционирует 24 школы, 35 дошкольных образовательных учреждений, 8 библиотек, 10 учреждений культурно-досугового типа. Увеличилась мощность спортивных сооружений.

Обеспеченность местами детей в возрасте от 3 до 7 лет составляет 100 процентов. В настоящее время в очереди остаются дети в возрасте от 1 до 3 лет. Планируется создание групп кратковременного пребывания, реконструкция имеющихся помещений, уплотнение имеющихся групп полного дня с целью открытия дополнительных мест для детей ясельного возраста. В результате проведения мероприятий по обеспечению данной категории детей местами в ДОУ планируется достижение 100%-ого показателя обеспеченности.

Остается актуальной проблема обучения в одну смену. 11,3% детей обучаются во в вторую смену.

Снижение количества обучающихся во 2 смену планируется за счет реконструкции здания бывшего общежития Детского дома-школы и строительства пристроек к МОУ СОШ № 4 и МОУ СОШ № 16 в рамках реализации государственной программы Московской области «Образование Подмосковья» на 2017-2025 годы.

В системе образования города функционируют Центр детского творчества "Родник", Центр детского технического творчества, Детская юношеская спортивная школа. Развитие деятельности в сфере дополнительного образования планируется на базе детских садов и школ Центров технической направленности, а также организации работы клубов и объединений по интересам; сотрудничество с IT-парками Московской области

С целью увеличения обеспеченности населения города объектами спорта в 2018 году запланировано устройство площадки ГТО -100 кв.м. (ул. Пушкина, 6). В настоящее время находится на реконструкции стадион «Знамя труда». Срок реализации проекта 2017-2019 годы, проектом предусмотрены следующие объекты стадиона: - универсальная спортивная площадка; - трибуны; - беговые дорожки; - сектор для прыжков в длину; - сектор для прыжков в высоту; - зона уличных тренажёров; -спортивный зал.

В прогнозном периоде планируется увеличение плоскостных спортивных сооружений на 2,640 тыс. кв.метров. Администрацией городского округа Орехово-Зуево направлена заявка на 2019 год в Министерство физической культуры и спорта Московской области на устройство 10 площадок воркаут размером 12х22 и увеличение в 2020 году на 400 кв.м. по спортивным залам с связи с реконструкцией стадиона «Знамя труда».

Для формирования единого культурного пространства и обеспечения равного доступа к культурным ценностям необходимо развивать системы дополнительного образования в сфере культуры. В прогнозируемом периоде планируется введение в эксплуатацию объекта культуры - Детская музыкальная школа по адресу: Московская область, г.о. Орехово-Зуево, д. Демихово, ул. Заводская.

Выполнение поставленных задач в отраслях социальной сферы планируется в рамках реализации муниципальных Программ городского округа Орехово-Зуево по сферам деятельности.

Новополоцк (Республика Беларусь)

официальный сайт – http://novopolotsk.by

Договор о побратимских отношениях подписан между г.Новополоцком (Беларусь) и г.Орехово-Зуево (Московская обл., Российская Федерация) 3 ноября 1998 года. Срок действия не ограничен. Его действие может быть прекращено по взаимному согласию сторон.

19 мая 2009 года между администрацией городского округа Орехово-Зуево и исполнительным комитетом города Новополоцка подписан Протокол о намерениях о социально-культурном и экономическом сотрудничестве.

Новополоцк – (белор. Наваполацк) — город в Витебской области Белоруссии. Расположен на левом берегу Западной Двины, в 6 км к западу от Полоцка. Население — 102 394 человек (на 1 января 2016 года).

Вместе с Полоцком и ближайшими населёнными пунктами образует Полоцкую агломерацию с населением около 200 тыс. чел. и крупный промышленный узел.

Началом истории города послужило принятие в марте 1958 года Правительством СССР решения об организации Всесоюзной ударной комсомольской стройки по возведению на левом берегу реки Западной Двины крупнейшего в Европе промышленного комплекса. Указом Верховного Совета БССР 23 октября 1959 года строительный поселок получил название Полоцкий, а с 14 декабря 1963 года был возведен в ранг города областного подчинения и стал называться Новополоцк. Своим возникновением город обязан строительству нефтеперерабатывающего комплекса.

Наиболее крупные предприятия, которые известны далеко за пределами города – это ОАО «Нафтан», завод «Полимир» ОАО «Нафтан», ПРУП «Новополоцкжелезобетон», предприятие по транспорту нефти «Дружба», завод «Измеритель».

Требинье (Республика Сербская Боснии и Герцеговины)

официальный сайт – http://www.trebinje.rs.ba/

11 февраля 2013 года подписано Соглашение об установлении побратимских отношений и укреплении дружбы и сотрудничества между городским округом Орехово-Зуево Московской области Российской Федерации и городом Требинье Республики Сербской Боснии и Герцеговины.

Требинье (сербохорв. Требиње/Trebinje) — самая южная община и город в Республике Сербской в Боснии и Герцеговине.

Город находится на реке Требишнице в юго-восточной Герцеговине, в 24 км от Дубровника (Хорватия) — города на Адриатическом море. История города восходит к античности. Само название — «Требинье» происходит от античного «Травуния» — так в древности называлась местность на берегу Адриатического моря от Котора до Дубровника, включавшая нынешний город и окружающие его горы.

Яньчэн (Китайская Народная Республика)

официальный сайт – http://www.yancheng.gov.cn/

13 июня 2013 года подписано Соглашение об установлении побратимских отношений и укреплении дружбы и сотрудничества между городским округом Орехово-Зуево Московской области Российской Федерации и городским округом Яньчэн провинции Цзянсу Китайской Народной Республики.

Яньчэн (кит. упр. 盐城, пиньинь: Yánchéng) — городской округ в провинции Цзянсу КНР.

Город Яньчэн расположен на реке Чуаньчэн в провинции Цзянсу, что в Восточном Китае. Возник во время правления династии Хань около 2-го века до нашей эры как поселение солеваров из морской воды. При правлении династии Тан с 7-го по 10-ый век нашей эры Яньчэн становится важным портом, через который осуществлялась внешняя торговля.

В наше время Яньчэн - важный транспортный узел и крупный индустриальный центр. Здесь работают предприятия машиностроения, текстильной и пищевой промышленности.

Коктебель

12 марта 2014 года подписано Соглашение об установлении побратимских отношений и укреплении дружбы и сотрудничества между городским округом Орехово-Зуево Московской области Российской Федерации и поселком городского типа Коктебель городского округа Феодосия Республики Крым РФ.

Коктебель (крымскотат. Köktöbel, Коктёбель) — посёлок городского типа на востоке Крыма. Входит в городской округ Феодосия.

Расположен на побережье Чёрного моря, в 20 км к юго-западу от Феодосии, на приморской автодороге P-29 Феодосия — Алушта, на берегу Коктебельского залива, у подножия вулканического массива Карадаг. Коктебельский залив открыт в направлении на юго-восток, с востока ограничен узким мысом Киик-Атлама, на котором расположен посёлок городского типа Орджоникидзе. Горный массив Карадаг ограничивает залив с юго-запада и в значительной мере покрыт лесом, богатым редкими растениями и животными. Горный массив Карадаг является заповедником и доступ туда открыт только с экскурсиями.

Сейчас Коктебель — популярный приморский климатический курорт, население которого в основном занято в обслуживании отдыхающих. Из промышленных предприятий определённую известность имеет Завод марочных вин и коньяков «Коктебель» (коньячное производство расположено поблизости, в посёлке городского типа Щебетовке).