Меню

Душой и мыслями в искусстве

30 августа 2013 в 09:40Обновлено 05 февраля в 12:33

История Орехово-Зуева неразрывно связана с историей рода Морозовых, известных не только большими успехами в развитии текстильного производства, но и своей благотворительностью, щедрой поддержкой творческой интеллигенции России.

Ярким представителем великой династии был и Сергей Тимофеевич Морозов – последний директор-распорядитель Никольской мануфактуры после Саввы Морозова. Его деятельность, к сожалению, не так широко освещена по сравнению с его легендарным братом. Однако и личность Сергея Тимофеевича оказала значительное влияние на развитие отечественного искусства.

До сих пор исследователи-морозоведы спорят о дате рождения Сергея Морозова. По одним данным он родился в 1860 году – и именно эта дата указана на надгробии благотворителя. По другой версии, Сергей Тимофеевич Морозов является самым младшим сыном Тимофея Савича и Марии Федоровны Морозовых и родился в 1863 году. Если верить второму варианту, более распространенному среди современных историков, то в этом году 8 августа Сергею Тимофеевичу исполнилось бы 150 лет.

Детские и юношеские годы будущего мецената прошли в обществе нянек и гувернеров. Он окончил 4-ю престижную гимназию и юридический факультет Московского университета, стал кандидатом прав, потомственным почетным гражданином, коллежским асессором и, разумеется, пайщиком Товарищества Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и Ко». Однако семейный бизнес и предприятия Сергея Морозова никогда не интересовали. С юных лет он проявил себя как творческая натура, увлекаясь различными видами искусства и делая щедрые пожертвования.

Софья Андреевна Толстая, супруга великого писателя Л.Н. Толстого, в своем дневнике в 1898 году писала: «… Приезжал Сергей Тимофеевич Морозов, болезненный купец, закончивший курс в университете и желающий жить получше. Он дал для голодных крестьян Льву Николаевичу 1000 рублей».

В студенческие году Сергей Морозов увлекся идеей создания Музея кустарных изделий, который был основан Московским губернским земством в 1885 году. Богатая и содержательная коллекция кустарных художественных изделий, собранная лично Сергеем Тимофеевичем, а также его библиотека были позднее переданы музею. Его коллекция составила в нем раздел «русской старины».

В 1890 г. Сергей Тимофеевич становится заведующим Кустарным музеем и в том же году переводит его в более удобное помещение. К работе в Кустарном музее Сергей Морозов привлек В.М. и А.М. Васнецовых, С.С. Глаголя, Н.Я. Давыдову, М.В. Якунчикову, А.Я. Головина, В.Д. Поленова, К. Коровина – художников, примыкавших к Абрамцевскому художественному кружку во время зарождения неорусского стиля. Сергей Тимофеевич осуществлял общее руководство Музеем, намечал планы его перспективного развития, вкладывая в их реализацию свои личные средства. Он был и инициатором создания художественного совета при Музее – вероятно, одного из первых в России.

Немалые средства Сергей Тимофеевич вкладывал также в организацию земских учебных мастерских и в создание новых отраслей кустарных помыслов.

Морозов был большим поклонником великого русского художника Исаака Левитана, которому стремился подражать в написании собственных пейзажей. В жилом флигеле материнской усадьбы он оборудовал мастерскую для своих художественных занятий. К концу 80-х гг. Исаак Левитан и Сергей Морозов были близкими друзьями. Об этом свидетельствует их приветственная телеграмма В.А. Серову от 29 января 1889 г. в связи с его женитьбой на О.Ф. Трубниковой: «Поздравляем и желаем счастья. Морозов, Левитан». В том же 1889 году Сергей передал в безвозмездное пользование Исааку Левитану свою мастерскую, а затем и весь флигель. Благодаря Морозову бедный до этого художник до конца жизни мог больше не заботиться ни о жилье, ни о мастерской.

Среди последующих проектов, финансируемых Сергеем Морозовым, Московский художественный театр, журнал «Мир искусства», будущий Музей изящных искусств, участие в организации Выставки архитектуры и художественной промышленности нового стиля 1902 г. в Москве.. В центре внимания остается кустарная промышленность и Кустарный музей, ставший центром по руководству и содействию промыслам, объединявший склады, артели, товарищества и отдельных кустарей Московской губернии. Это был музей-хранилище и экспонент на отечественных и международных выставках, музей-магазин, снабжавший кустарей сырьем и принимавший от них изделия на продажу, музей-лаборатория, разрабатывавший образцы для кустарей.

Морозов поддерживал кооперации в промыслах, создание производственных артелей кустарей. Он организовал фонд кредитования кооперативного движения, передав Московскому земству для этой цели 100 тыс. рублей (фонд получил имя С.Т. Морозова), управление которым осуществлял особый комитет, выдававший ссуды согласно правилам. Поле деятельности Сергея Морозова не ограничивалось Московским регионом – он поддерживал кустарные артели в Нижегородской губернии.

Морозов был в дружеских отношениях с такими выдающимися людьми эпохи, как художники В. Серов и В. Соколов и писатель А. Чехов, которых благотворитель всячески поддерживал, в том числе и материально.

В память о трагически погибшем брате Савве Сергей Морозов и его мать пожертвовали крупную сумму на постройку психиатрического корпуса Староекатерининской больницы в Москве. В 1914 году Морозов пожертвовал 500 тысяч рублей на нужды военного ведомства, а в 1916-м на его средства В. Д. Поленов – археолог и библиограф, отец знаменитого художника Василия Поленова, построил свой знаменитый Народный дом.

С 1905 г. до 1917 г. Сергей Морозов был последним из династии директором-распорядителем Товарищества Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и К°». Когда к власти пришли большевики, директорство чуть не стоило Сергею Тимофеевичу свободы и жизни. По воспоминаниям орехово-зуевских старожилов, 54-летний Сергей Тимофеевич Морозов едва спасся бегством от преследовавших его казаков, скрывшись у обрыва берега Киржача (неподалеку от места, где раньше стояли дачи Тимофея и Саввы Морозовых, а ныне расположен районный центр отдыха «Луч», в пяти километрах от поселка Городищи).

После Октябрьской революции 1917 г. владения и имущество Морозовых, как известно, были национализированы, а сам Сергей Тимофеевич жил и работал в качестве консультанта по кустарному делу в здании Кустарного музея. Однако именно в этот сложный период жизни Морозов нашел спутницу жизни в лице О.В. Кривошеиной (1866-1953) – родной сестры бывшего царского министра А.В. Кривошеина, женатого на его племяннице. Потеряв состояние, Сергей Морозов теперь мог быть уверен, что женщина выходит замуж за него, а не за его миллионы. Детей у Сергея Тимофеевича и Ольги Васильевны не было, а заботились они о единственном племяннике Никите Кривошеине (ныне Никите Игоревичу Кривошеину 79 лет, он известный русский переводчик и писатель, общественный и политический деятель русской эмиграции, живет в Париже, является Кавалером ордена Святого Даниила III степени).

Последнее публичное выступление Сергея Тимофеевича Морозова в Москве датируется 1924 годом, когда в Государственной академии художеств состоялось обсуждение вопросов, связанных с развитием промыслов.

В 1925 году, получив разрешение на выезд, Сергей Тимофеевич вместе с женой уехал в Париж. Там он по-прежнему увлекался живописью и писал картины, в основном цветы. По сведениям потомка купцов Морозовых, кандидата наук Марии Геннадиевны Смольяниновой, эти полотна хранятся у родственников Морозова в Париже.

С.Т. Морозов скончался 11 декабря 1944 г. в Париже и похоронен на старом участке известного кладбища Сент-Женевьев-де-Буа, могила № 848.

В Морозовском здании музея кустарных промыслов в Москве и по сей день организуются замечательные выставки художников со всей России, здесь неоднократно проходили вернисажи наших известных земляков, художников Михаила и Галины Обрубовых.

Имя Сергея Морозова связано с Орехово-Зуевским краем также благодаря строительству нашего знаменитого Зимнего театра. Он охотно поддержал начинание брата Саввы Тимофеевича, предпринятое им еще в 1904 году.

На нашей малой родине юбилей С.Т. Морозова, увы, не праздновали ни в 2010 г., ни в 2013 г. Впрочем, и в столице данное событие три года назад отметили весьма скромно: Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства провел Круглый стол по теме «Музеи и меценаты в России», где были представлены документы и фотографии конца XIX-начала ХХ века, в том числе и портрет Сергея Тимофеевича. На форуме также прозвучало два доклада, посвященных С. Т. Морозову.

Тем не менее, у нас есть шанс отметить юбилей, который связан с деятельностью Сергея Морозова и по которому нет разногласий касательно точности даты: в конце следующего года будет 125-летие деятельности Сергея Тимофеевича на поприще содействия народному искусству. Впервые своеобразный юбилей (25-летие) деятельности Сергея Тимофеевича отметили в Москве 13 декабря 1914 года. Это событие было ознаменовано многочисленными публикациями в журналах, которые свидетельствовали о широком признании его заслуг в развитии российских художественных промыслов, об авторитете Морозова как общественного деятеля. А в следующем году Сергиев Посад, художественные промыслы которого были объектом многолетней заботы Сергея Морозова, присвоил ему звание Почетного гражданина города.

Думается, было бы справедливо, если и в Орехово-Зуеве и его районе, будут организованы научно-практические конференции и вечера памяти, посвященные одному из достойнейших людей своего времени, нашему замечательному земляку, благотворителю – Сергею Тимофеевичу Морозову, чей весомый вклад в культуру России трудно преувеличить.

Екатерина Радченко