Меню

Открыть дверь в мир

24 января 2014 в 12:55
24.01.2014 12:55

Главное в жизни каждой семьи – дети. И хорошо, когда они здоровы и нет препятствий для их обучения, развития, общения.

Но если так случилось, что у ребенка ограниченные возможности здоровья, ему все равно нужно образование и общение со сверстниками. Для этого применяются инклюзивные («включающие») подходы в образовании. Это означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.

Есть и опыт, и желание

Напомним, что 1 сентября 2013 года вступил в силу новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», закрепивший новые образовательные стандарты, в том числе касающиеся и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

13 декабря 2013 года в формате круглого стола в Министерстве образования и науки России состоялось обсуждение Концепции федерального государственного образовательного стандарта для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. А уже 20 декабря в Орехово-Зуеве под руководством начальника управления образования Лидии Парамоновой прошел муниципальный выездной семинар руководителей образовательных учреждений на тему: «Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья в контексте нового Закона об образовании».

Директора школ поделились опытом своих коллективов в этом направлении и продемонстрировали работу наглядно. Ведь наш город одним из первых в Подмосковье вступил в реализацию проекта «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов».

Начался семинар в школе №2, а затем продолжился в школе №25 и специальной (коррекционной) общеобразовательной школе №5.

Подчеркнув в своем вступительном слове актуальность темы, Лидия Парамонова сказала, что муниципальной долгосрочной целевой программой «Развитие образования городского округа Орехово-Зуево» предусмотрена поддержка мер, связанных с задачами по обучению и развитию детей с ОВЗ. На уровне муниципалитета в 2013 году проведена большая работа по обеспечению участия детей в региональном конкурсе на присуждение именных стипендий губернатора Московской области детям-инвалидам. И если годом раньше лауреатами стипендии от городского округа были двое детей, то в 2013 году стипендию получили уже семь ребят. Опыт работы орехово-зуевской системы образования неоднократно представлялся на региональном уровне. Неслучайно именно в нашем городе запланировано создание центра-филиала «Академия социального управления» для обучения педагогов и родителей детей-инвалидов Восточного Подмосковья.

Свои умения и готовность работы в области реализации прав детей с особыми образовательными потребностями продемонстрировали руководители и специалисты пяти школ города.

От прав – к возможностям

Директор гимназии №14 Виктор Устинов рассказал о развитии дистанционного обучения детей-инвалидов в свете нового Закона об образовании. «Если родители хотят, чтобы их ребенок с ограниченными возможностями здоровья посещал общеобразовательную школу и медицинских противопоказаний к этому нет, директор школы обязан его принять и обеспечить ему все необходимые условия для получения качественного образования», – констатировал Виктор Владимирович. Он сообщил, что сегодня в гимназии обучаются десять детей-инвалидов с использованием дистанционных технологий. «У каждого ребенка свой диагноз, и мы создаем специальные условия для получения образования такими детьми, строя индивидуальный путь реализации личного потенциала учащегося», – сказал Устинов. Вот лишь два примера. При составлении индивидуального плана для обучения одного из учащихся 7-го класса был принят во внимание его диагноз – ДЦП. У ребенка слабо развита моторика кисти рук. Он с большим трудом держит в руках карандаш. Учебный план записывает с помощью специальной клавиатуры компьютера под руководством учителя. Для ребенка был введен дополнительно в учебный план такой предмет, как информатика. При составлении учебного плана для другого ученика учитывалась диагностика познавательных способностей, которая показала низкий уровень внимания и памяти. Мальчик с трудом запоминает информацию, быстро утомляется, особенно от тех видов деятельности, которые ему даются с трудом, и это вызывает у него агрессию и отказ выполнять задания. Сенсомоторная координация развита плохо, поэтому мелкую моторику и координацию нужно вырабатывать с помощью лепки, рисования, конструирования. А память и мышление – за счет увлекательного и интересующего его материала, например, по природоведению. И потому в его учебном плане преобладают изобразительное искусство, технологии и природоведение.

Дистанционный урок проводится как в режиме он-лайн, так и офф-лайн. Эффект от занятий? До вступления в проект 20% детей не умели пользоваться компьютером, низкий уровень владения техникой был у 60% учащихся, средний – у 20%. А в настоящий момент у 10% ребят высокий уровень, а у 90% – средний. Качество знаний? Из десяти учащихся в 2012-2013 учебном году у шести оно 100-процентное. Дети активно участвуют и побеждают в олимпиадах, дистанционных турнирах, интернет-викторинах, включая всероссийские и международные.

«Создание инклюзивной среды как способ обеспечения прав и гарантий учащихся с особыми возможностями здоровья» – так звучала тема выступления и.о. директора школы №2 Елены Евтеевой. В школе восемь учащихся со статусом детей-инвалидов. Они обучаются в составе традиционных классов. Каждый из них требует к себе особого внимания при организации процесса обучения. Например, одна из учениц имеет серьезное заболевание желудочно-кишечного тракта. Для нее совместно с медиками разработано отдельное меню, которое не противоречит требованиям Роспотребнадзора. В результате ребенок имеет возможность получать горячее питание. Другая ученица, инвалид по слуху, регулярно использует слуховой аппарат, и во время уроков учителя дублируют для нее речевую информацию визуальными наглядными сообщениями.

– Для успешной адаптации ребенка с ОВЗ в среде сверстников необходимо, чтобы ребята, окружающие его, были готовы к подобному приятию. В школе реализуется проект медиации «Жизнь с непохожими людьми», организуемая группой волонтеров, – сообщила Елена Юрьевна. Благодаря целенаправленному патронажу одна из девочек, обучавшихся ранее на дому, смогла преодолеть барьер адаптации и сегодня учится в обычном классе с учетом организации щадящего режима.

Директор школы №25 Наталья Матвеева сделала презентацию проекта: «Создание муниципального центра для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях сложного социального контекста». Наталья Вячеславовна подчеркнула, что процент детской заболеваемости растет. Например, острота зрения нарушена у 81% детей, у 16% – вне нормы бинокулярное зрение. Снижение зрения наблюдается к 4-му классу, а динамика его ухудшения – к 6-11-му.

Сегодня в школе учатся 39 детей, требующих коррекции зрения. Для них созданы все условия (режим дня, организация обучения и отдыха, включая сон). Участники семинара ознакомились с работой медсестры-ортоптистки Татьяны Климушиной. Татьяна Николаевна сказала, что в процессе лечения, назначенного врачом-окулистом, улучшения зрения у детей удается достигать почти в 100 процентах.

Директор школы №12 Светлана Краснова рассказала о получении образования гражданами с ОВЗ в соответствии с ФЗ-№273. Она прокомментировала статьи закона, включая ст. 2, п. 27 «Инклюзивное образование». Эта статья и обеспечивает равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Необучаемых детей нет

В школе №5 обучается 163 ученика, в том числе 47 детей-инвалидов. Как подчеркнула Лидия Парамонова, это особые дети, к которым нужен специальный подход, и здесь каждый учитель должен быть в первую очередь хорошим психологом. В школе 17 классов, из них 4 – для детей со сложной структурой дефекта. Процесс обучения ведут 44 педагога, 9 из них имеют высшее дефектологическое образование, трое прошли переподготовку по специальности «олигофренопедагогика».

– Наше образовательное учреждение на практике реализует принцип: необучаемых детей нет. Многолетний опыт школы позволяет успешно выявлять проблемы и потребности каждого ребенка, определять содержание и методы коррекционного воздействия, создавать индивидуальные коррекционные программы, – сказала директор школы Татьяна Акулова. Она также отметила огромный вклад в создание условий для обучения и развития детей его бывшего многолетнего директора Василия Ивановича Сутягина.

Неоценимое значение имеют уроки труда и социально-бытовой ориентировки, на которых учащиеся приобретают производственные навыки и формируют умение планировать свою работу.

Для участников семинара была подготовлена выставка изделий, выполненных ребятами. Осталось такое ощущение, что их подготовили не дети с ограниченными возможностями здоровья, а дети с неограниченными талантами.

Татьяна Акулова передала благодарность за заботу и поддержку главе города Олегу Апарину, высказала слова признательности руководству управления образования.

Подводя итоги семинара, Лидия Парамонова признала его работу эффективной и плодотворной.

Галина ГОЛЫГИНА

IMG 3515 IMG 3591 IMG 3769