Меню

Первопроходец космических дорог

26 января 2012 в 09:21Обновлено 05 февраля 2019 в 12:26 Просмотров: 45

18 января исполнилось 95 лет со дня рождения нашего земляка Василия Павловича Мишина (1917-2001 г.г.) - первого заместителя главного конструктора первого ОКБ ракетно-космической техники, известного учёного в области механики, процессов управления и физико-технических проблем энергетики, заслуженного изобретателя РСФСР, академика АН СССР, Героя Социалистического Труда.

По данным БСЭ он родился 18 января 1917 г. в г. Орехово-Зуево (по другим – в деревне Бывалино) в семье рабочего-мастерового. Рано потеряв отца, начал работать в колхозе, одновременно окончил сельскую школу-семилетку. Затем окон­чил ФЗУ при Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ). Работал сле­сарем в цехе особых заданий ЦАГИ. В 1941 г. окончил МАИ (факультет вооружения). Во время учебы в институте занимался в аэроклубе института, получил квалифика­цию инструктора-планериста.

В 1970-е г.г., когда Центральным конструкторским бюро экспериментального маши­ностроения (ЦКБЭМ) вместо Королёва руководил В.П. Мишин, конструкторы Оре­хово-Зуевского СКБ во главе с П.И. Зимой разработали изделия, входившие в состав бортовой системы жизнеобеспечения экипажа космических кораблей. Разработчики: А.Н. Терентьев, В.Я. Терещенко и Г.Н. Шувалов. Комплект изделий после заводских испытаний был передан заказчику для проведения летных испытаний в составе объ­екта. В СКБ г. Орехово-Зуево также создан комплект агрегатов бортовой кислородной системы скафандра по программе «Луна» (разработчики А.Н. Терентьев и В.Я. Тере­щенко). Комплект изделий успешно прошел все виды заводских испытаний и был пе­редан заказчику для проведения летных испытаний. Однако, дальнейшие работы были приостановлены в связи с закрытием «лунной программы» в 1974 г..

В годы Великой Отечественной войны Мишин работал в ОКБ № 293. Наиболее удачная его разработка в военные годы - дистанционно управляемые двухпулемет­ные авиационные установки, высоко оцененные специалистами. В конце войны ОКБ № 293 Болховитинова было поручено создание ракетного истребителя-перехватчика БИ. Мишин был подключен к работе над жидкостно-ракетной установкой самолета. После появления на фронте в 1944 г. немецких реактивных истребителей был спешно создан НИИ ракетной авиации (НИИ-1), Мишин разработал проект высотной иссле­довательской ракеты на основе двигателя самолета БИ. В 1945 г. В.П. Мишин, вклю­чен в состав бригады инженеров, направленных в Германию на поиски ракетной тех­ники и документации Фау-2. Там Мишин познакомился с С.П. Королёвым, нашел часть технической документации ракеты Фау-2, возглавил опытное расчетно-теоре­тическое бюро, в котором был восстановлен полный комплект этой документации.

С 1946 г. и в течение 20 лет В.П. Мишин - бессменный первый заместитель С.П.Королева. Первоначально они работали в НИИ-88, где Мишин руководил про­ектным бюро. В 1955 г. Мишин участвовал в разработке ракеты Р-11 ФМ с базирова­нием на подводной лодке. За выдающиеся заслуги в создании баллистической меж­континентальной ракеты Р-5 В. П. Мишину присвоено звание Героя Социалистиче­ского Труда. Трудно переоценить заслуги нашего земляка в успешных запусках пер­вой межконтинентальной ракеты Р-7, в выведении на орбиту первого искусственного спутника Земли, в подготовке первого полета человека в космос. В.П. Мишин играл большую роль и в запусках межпланетных станций «Луна» (1959); автоматической межпланетной станции «Венера-1» (1960); создании космического автоматического спутника-разведчика «Зенит» (1962); выведении на орбиту первого спутника связи «Молния-1» (1965); в подготовке облёта Луны и возвращении на Землю пилотируе­мого корабля «Зонд» в автоматическом режиме (1968).

После внезапной смерти С.П. Королева в январе 1966 г. В.П. Мишин назначен Глав­ным конструктором ОКБ (ЦКБЭМ). На этом посту Мишин не смог полностью заме­нить Королёва, в результате в 1966-1968 г.г. были существенно снижены темпы ра­бот. В ЦКБЭМ при Мишине создан пилотируемый корабль «Союз» и первая совет­ская орбитальная станция «Салют», разработана и доведена до летных испытаний лунная ракета-носитель Н-1. Но в отличие от Королёва, Мишин не мог сопротив­ляться диктату партийного руководства и был вынужден производить запуски недо­работанных космических аппаратов к юбилейным датам. Следствием стали такие трагедии, как гибель «Союза-1» с В.Комаровым в 1967 г., гибель «Салюта» с экипа­жем (космонавты Г.Добровольский, В.Волков, В.Пацаев), четыре неудачных пуска ракеты Н-1. Высадка американских астронавтов на Луну означала проигрыш СССР в «лунной гонке», после чего руководство КПСС и СССР потеряло интерес к этой теме.

Обладая выдающимся талантом конструктора, Мишин имел сложный характер. Су­ществуют различные точки зрения на деятельность академика Мишина на посту Главного конструктора, вплоть до самых полярных. В 1974 г. В.П. Мишин был осво­божден от руководства ЦКБЭМ. Однако он не пал духом и развернул преподаватель­скую и научно-исследовательскую деятельность в МАИ, где ещё в 1959 г. организо­вал кафедру проектирования и конструкции космических аппаратов. На посту руко­водителя этой кафедры Василий Павлович проработал до последних дней своей жизни. В.П. Мишин - автор многочисленных передовых научно-технических разра­боток, научных трудов и учебников, в том числе и «Дневников ракетчика» - «доку­мента эпохи», особо интересного для специалистов. Жил в Москве. Скончался 10 ок­тября 2001 г. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве. В Москве и городе Королёв Московской области на домах, в которых жил Герой, а также на здании МАИ, установлены мемориальные доски.

Евгений Голоднов, краевед.

Источники:

  1. БСЭ (Большая советская энциклопедия).
  2. Архивы ОЗКБКО (ныне – ОАО «КАМПО»).
  3. Официальный сайт «Роскосмоса» http://www.federalspace.ru:
  4. «Василий Павлович Мишин: Ракетчик и его эпоха». О.М. Алифа­нов, член-корреспондент РАН, декан Аэрокосмического факультета Мос­ковского авиационного института Д.Б. Пайсон, к.т.н., ЦНИИ машино­строения.
  5. Патриотический Интернет проект "Герои Страны" http://www.warheroes.ru/