Меню

Пленум Верховного суда Российской Федерации от 09.07.2020 года

9 апреля в 16:06 Просмотров: 18
прокуратура

Орехово-Зуевская городская прокуратура разъясняет, что Пленумом Верховного Суда Российской Федерации 09.07.2020 принято постановление «О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы РФ и преступлениях, связанных с незаконной миграцией».

В постановлении дана подробная характеристика объективной и субъективной сторон составов преступлений, предусмотренных ст.322 (незаконное пересечение Государственной границы РФ), 322.1 (организация незаконной миграции), 322.2 (фиктивная регистрация гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в РФ и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в РФ) и 322.3 (фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в РФ).

В пункте 2 постановления подчеркнуто, что общественно опасные деяния, предусмотренные ст.322 УК РФ, состоят в пересечении Государственной границы РФ с прохождением пограничного контроля в пунктах пропуска либо в пересечении Государственной границы вне таких пунктов.

Дано определение действительным документам на право въезда В РФ или выезда из РФ, а также надлежащему разрешению, полученному в порядке, установленном законодательством РФ, отсутствие которых при пересечении Государственной границы РФ свидетельствует о признаках преступления, предусмотренного ч.1 ст.322 УК РФ (пункт 3). При этом в пункте 4 постановления отмечено, что как пересечение Государственной границы без действительных документов на право въезда в РФ или выезда из РФ надлежит квалифицировать указанные действия лица, совершенные с использованием заведомо поддельных (подложных) документов (например документов с внесенными ложными сведениями о личности владельца, включая его фамилию, имя, отчество, дату рождения, а равно документов, подделанных иным способом) либо с использованием подлинных документов, принадлежащих другому лицу, а равно совершенные при отсутствии у лица каких-либо документов на право въезда в РФ или выезда из РФ.

Пункты 7,9 и 10 постановления разъясняют вопросы квалификации незаконной миграции. В частности указано, что под данным преступлением понимается умышленное совершение действий, создающих условия для осуществления одним или несколькими иностранными гражданами или лицами без гражданства незаконного въезда в РФ, незаконного пребывания в РФ, незаконного транзитного проезда через территорию РФ, включая въезд в РФ иностранных граждан по туристическим визам с целью незаконной миграции в другое государство с использованием территории РФ в качестве транзитной.

В постановлении разрешены и вопросы соотношения организации незаконной миграции с действиями, заключающимися в фиктивной регистрации (постановке на учет) иностранных граждан или лиц без гражданства, а также с незаконным пересечением Государственной границы (пункты 8,11).

В пунктах 12-15 постановления даны рекомендации, связанные с правовой оценкой преступлений, предусмотренных статьями 322.2 и 322.3 УК РФ. Оконченными эти деяния должны считаться с момента фиксации органами регистрационного (миграционного) учета соответствующих фактов. Субъектами данных преступлений могут быть как сотрудники органа регистрационного (миграционного) учета, так и иные физические лица, если они представили в этот орган для регистрации (постановки на учет) заведомо недостоверные (ложные) сведения или документы либо при представлении сведений или документов осознавали наличие иных обстоятельств, препятствующих регистрации (постановке на учет). Кроме того, обозначены признаки, позволяющие отнести содеянное к единому преступлению.

Отдельное внимание уделено вопросам освобождения от уголовной ответственности в соответствии с примечаниями к статье 322.2 и 322.3 УК РФ, являющимся наиболее проблемными на практике (пункт 17).

Также Пленум Верховного Суда Российской Федерации рекомендовал судам при рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных ч.1 ст.322.1, статьями 322.2 и 322.3 УК РФ, принимать во внимание положения ч.2 ст.14 УК РФ о том, что не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности. При этом следует учитывать, в частности, мотив и цель, которыми руководствовался обвиняемый, его отношения с лицом, в связи с которым были нарушены положения миграционного законодательства (пункт 18). Такой подход способствует отграничению соответствующих преступлений от смежных административных правонарушений.

Документ содержит важные разъяснения о том, что в обвинительном приговоре, ином итоговом судебном решении по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст.322-322.3 УК РФ, необходимо указывать положения нормативных правовых актов, регламентирующих правила пересечения Государственной границы либо регистрации (постановки на учет) по месту пребывания (месту жительства) в РФ, нарушенных виновным, с указанием на то, в чем именно выразилось соответствующее нарушение (пункт16).

Старший помощник прокурора
младший советник юстиции Н.А.Богданова