Ятманова Виолетта Юрьевна
24.08.2017 12:07

Название проекта Реализация программы внеурочной деятельности «Любительский театр» как средство познания культуры общения

Номинация «Не ради славы, а по зову сердца»

Цели проекта

  • Научить детей общаться, помочь пройти социализацию

Задачи проекта

  1. Разработка программы внеурочной деятельности "Любительский театр".
  2. Изготовление декораций для выступлений.
  3. Создание костюмов для выступлений.
  4. Повышение уровня педагогической компетентности родителей путём различных форм взаимодействия (круглые столы, семинары, тренинги и т.д.)
  5. Разработка плана совместной работы психолога и социального педагога.
  6. Изучение личных качеств ребёнка при помощи теста Пономаренко.
  7. Изучение мотивации детей к внеурочной деятельности.
  8. Использование педагогических приёмов и навыков для раскрытия в детях творческого потенциала.
yatmanova

«Реализация программы внеурочной деятельности «Любительский театр» как средство познания культуры общения».

Описание проекта.

В наше непростое время возникают проблемы в культуре общения между детьми и родителями, детьми и учителями, детьми и сверстниками. Поэтому на мне, как на учителе, лежит большая ответственность за то, каким вырастет ребёнок в плане коммуникации, как поведёт себя, столкнувшись с реалиями современной жизни, какова будет его реакция на различное поведение окружающих.

Я начала работать в школе в 1999 году, в начальной школе работаю с 2012 года. Исходя из своего опыта, я могу сделать вывод: безусловно, важное место занимает усвоение детьми школьной программы. Но не менее важную роль играет умение ребёнка общаться в коллективе: в классе во время уроков, на перемене, после уроков на улице, во время посещения кружков и секций и различных мероприятий. Задача учителя – помочь ребёнку в познании культуры общения и дальнейшем ориентировании на полученные знания в жизни. Но только заинтересованный ребёнок открыт к познанию и общению.

Когда в школьную программу были введены внеурочные занятия, у учителей появилась возможность помочь раскрыться ребёнку в различных направлениях. Это не могло осуществляться в полной мере на уроках. Потому что время урока ограничено, и у учителя не всегда есть возможность уделять внимание воспитательному процессу в полном объёме. А внеурочные занятия – это « широкое поле» для деятельности и творческого взаимодействия учителя и детей.

Мне самой очень близко театральное, литературное и декоративно-прикладное творчество. Я окончила музыкальную школу по классу «фортепиано». С семи лет пишу стихи и прозу, увлекаюсь рукоделием. Мне с детства нравилось петь и выступать на сцене, и всегда казалось, что это может быть интересно многим детям. Я очень хотела организовать с детьми театральный кружок, и в 2016 году моя мечта осуществилась: в школе было введено внеурочное занятие «Любительский театр».

Я хочу представить занятие по внеурочной деятельности, которое называется «Любительский театр». Занятия проводятся в 3-х и 4-ом классах 2 раза в неделю. «Любительский театр» был включен в систему занятий внеурочной деятельности с сентября 2016 года. С моей стороны поступило предложение о проведении таких занятий, и администрация школы меня поддержала. Это нововведение оказалось продуктивным, потому что детям очень нравятся такие занятия, они с удовольствием их посещают и принимают активное участие в постановках.

Расскажу поподробнее, как я провожу такие занятия. Обычно они включают в себя три основных этапа. Это разминка (упражнения на развитие речи, памяти, актерских и музыкальных способностей), физкультурная пауза и репетиция.

Разминка может проводиться по индивидуальным карточкам, в виде командных соревнований или работе в парах или группах.

Командная игра включает в себя несколько раундов:

  1. «Минутка» (каждый участник команды показывает по одному слову за 1 минуту).
  2. Тематический раунд (все слова относятся к определенной теме - техника, животные, профессии, персонажи, увлечения и т.д.).
  3. Актерский раунд – два участника от команд объясняют одно слово, прыгая на скакалке, отбивая мяч и т.д.
  4. «Праздничный» - два игрока от команд показывают выбранный праздник.
  5. «Вышибалы» (или «Дуэль») - два игрока от разных команд показывают одно и то же слово, проигравший выбывает из игры.
  6. «Близнецы». Два игрока от каждой команды, одетые в один элемент одежды, показывают слово своей команде.
  7. «Путешествие по сказкам». Учащиеся с помощью кукол показывают сказку за ширмой, команда должна угадать её.

За каждое отгаданное слово дается 1 балл, в конце подводятся итоги.

Разминка может проводиться в виде музыкального марафона: популярную детскую песенку нужно, например, промяукать, пролаять, промычать, прохрюкать и т.д. Можно усложнить задание и менять мелодии, что ребенок по-разному озвучивал определенную мелодию. Детям очень нравится показывать импровизированные кукольные спектакли. Двое или трое учащихся показывают за ширмой кукольный спектакль, сами придумывая на ходу сюжет. Ещё один вид театрального творчества – пантомима. Дети под фонограмму исполняют разные роли. Физкультурная пауза может проводиться в виде танцев или театрализованной зарядки. Например, любимый детьми «Танец цыплят». Можно провести зарядку с куклами или мягкими игрушками, с которыми дети показывают движения, а остальные учащиеся должны их повторить. Занятия по развитию речи можно проводить в виде командной игры «Сочини сказку» - детям даются не связанные по смыслу слова, из которых нужно сочинить сказку. Кроме актерских, дети развивают и художественные навыки: рисуют иллюстрации к сказкам, делают афиши для спектаклей и т.д.

И в заключении хотелось бы сказать, что внеурочные занятия «Любительский театр» плодотворно влияют на развитие памяти, логического мышления, развитие речи, актерских и музыкальных способностей, на умение работать в команде и желание выступать перед публикой. А также дают возможность приобрести опыт самореализации в различных видах театральной деятельности. Дети с удовольствием посещают эти занятия и проявляют готовность самостоятельно выбирать и организовывать творческие проекты и импровизировать. И даже те дети, которых очень трудно заинтересовать, имеют возможность на занятиях «Любительский театр» реализовать себя. А те, кто не может раскрыться или чувствует себя зажато в коллективе, на этих занятиях раскрепощаются и проявляют себя на разных этапах. Творческая атмосфера вызывает у большинства учащихся желание активно участвовать в различных конкурсах, номерах и постановках в течение всего занятия.

Результативность.

По результатам методики социометрии у детей наблюдается улучшение в развитии коммуникативных навыков. Проведённые тесты показывают положительную динамику и рост уровня культуры общения. У 77% процентов тестируемых детей результаты отличаются от предыдущих. Учащиеся 3-х классов отметили, что им стало значительно легче налаживать контакт с одноклассниками, по сравнению с 1 и 2 классами. Они настроены на решение конфликтов посредством общения и договорённости. Ребята отвечали, что готовы дружить с одноклассниками, проводить совместные праздники и мероприятия и помогать друг другу по мере возможности. Учащиеся 4 класса отметили спад агрессивного поведения у некоторых учащихся и снижение конфликтов между мальчиками и девочками. При этом они самостоятельно сделали вывод, что конфликт и агрессия - это неконструктивно и невыгодно им самим, а общение и взаимодействие дают положительные результаты.

По моим наблюдениям имеется положительная динамика в развитии уровня культуры общения и педагогической компетенции у родителей. В течение учебного года родители охотно шли на контакт с учителями, принимали активное участие в совместных классных, школьных и городских мероприятиях, оказывали помощь в изготовлении декораций и костюмов для выступлений. По данным школьного психолога и социального педагога среди учащихся 3-х и 4-ого классов за прошедший 2016-2017 учебный год значительно снизилось количество проблемных ситуаций и конфликтов между собой, между учащимися и учителями. В своей работе я использовала многие методики на развитие общения и выявление уровня самооценки учащихся. В том числе, тест для исследования самооценки, модификация Пономаренко.

Любой ребёнок имеет творческий потенциал. Одна из моих задач – помочь раскрыться каждому и получить возможность выступать на сцене и испытывать удовольствие от этого. Научить ребёнка раскрывать свои чувства и находить компромиссы путём коммуникации. Я сама - мама троих сыновей, поэтому ориентируюсь не только на педагогический опыт, но и жизненный. Важным моментом в жизни каждого ребёнка является установка дружеских отношений: между ним и сверстниками, родителями, учителями. Это возможно только при условии развития навыков коммуникации в процессе общения. Нужно давать ребёнку возможность почувствовать себя личностью, индивидуальностью, поверить в себя, формировать адекватный уровень своей самооценки. Совместные проекты с детьми реализуются благодаря тому, что между нами установились дружеские отношения. И это благотворно влияет на развитие дружеских отношений в семье ребёнка. Ребёнок приводит в пример родителям наши с ним взаимоотношения. Это в свою очередь стимулирует родителей к повышению уровня культуры общения и умению выстраивать дружеские отношения с ребёнком.

Цель проекта.

Научить детей общаться, помочь пройти социализацию.

Социальная значимость проекта.

К сожалению, в последнее время учитель чаще всего является единственным человеком, который может помочь ребёнку адаптироваться в коллективе и суметь выстроить правильную систему общения. В моём случае эта проблема усугубляется ещё и тем, что школа расположена не в самом благополучном районе города. Контингент семей, дети из которых учатся в нашей школе, соответствующий. Полная благополучная семья – это редкость. А полная семья с высоким уровнем культуры общения – это, скорее, исключение.

В основном воспитание в таких семьях сводится к обеспечению ребёнку более-менее нормального уровня жизни: обуть, одеть, накормить. Остальные же проблемы (помимо обучения) современные родители перекладывают на школу. Нам, учителям, приходится изыскивать разнообразные методы, способы и приёмы педагогического мастерства, чтобы восполнить пробелы детей в воспитании и культуре общения.

Наши результаты.

2 место в конкурсе "День песен о пожарных" в рамках муниципального фестиваля художественного творчества профильных отрядов "ДЮП+ЮИД=безопасность победит!"

Видеоматериалы представлены: http://ozgsch1.edumsko.ru/about/news/lyubitel_skij_teatr

 

© Администрация городского округа Орехово-Зуево.
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ,
в том числе, об авторском праве и смежных правах.

Яндекс.Метрика