Калинина Людмила Евгеньевна
24.08.2017 12:14

Название проекта Роль классного руководителя в социализации младших школьников

Номинация «Не ради славы, а по зову сердца» - проекты граждан, занимающихся на общественных началах организацией деятельности клубов по интересам, активно участвующих в составе своих общественных объединений в общегородских спортивных, культурных и общественно-значимых мероприятиях

Цели проекта

  • способствовать воспитанию свободной, гуманной, духовной, самостоятельной личности, обогащённой научными знаниями, готовой к сознательной творческой деятельности и нравственному поведению

Задачи проекта

  1. Создание благоприятных условий для раскрытия и развития способностей детей на каждом возрастном этапе;
  2. Воспитание свободной личности, способной самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них;
  3. Развитие у школьников познавательных интересов и стойкой положительной мотивации к обучению.
  4. Формирование у учащихся гражданско – патриотических чувств, нравственных качеств, активной жизненной позиции.
kalinina

1. Проект "Роль классного руководителя в социализации младших школьников".

Выполнила учитель начальных классов МОУ СОШ №1 Калинина Людмила Евгеньевна.

2.Актуальность

Социализация личности – это непрерывный процесс, сопровождающий человека на протяжении всего жизненного пути. Вместе с тем, фундамент социализации закладывается в школьные годы.

Сегодня под « социализацией » понимается скорее способность ребенка встроиться, вписаться в общество, занять в нем определенное место, с одной стороны, приспособиться к актуальным запросам социума, с другой, попытаться создать себе пространство для роста и развития.

Почему проблема СОЦИАЛИЗАЦИИ так актуальна в современном мире?

Современная жизнь предъявляет большие требования к подрастающему поколению. Успешны в современном мире люди общительные, умеющие наладить контакты с разными людьми, инициативные, творческие, креативные.

Сегодня в России средняя российская семья не способна качественно выполнять свою социализирующую роль. Многие родители работают сутками, многие отцы вахтенным методом в других городах. Очень часто воспитание детей поручают родственникам или бабушкам. Наблюдается резкое падение воспитательных функций семьи. Ускоренный темп современной жизни, недостаточное количество дошкольных учреждений привело к такому печальному факту, как отсутствие должного уровня ранней социализации детей.

Всё чаще в школу приходят дети, которые боятся общения не только со взрослыми, но и со своими сверстниками. Важная роль в оптимизации процессов социальной адаптации детей принадлежит школе, где происходит активное формирование личности. Школьное детство – время первоначального становления личности, формирования, основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Результатом ранней социализации является свободное общение со сверстниками, взрослыми. От того, как происходит процесс ранней социализации во многом зависит дальнейшая жизнь человека, поскольку в этот период примерно 70% формируется человеческая личность. В школе ребёнок узнаёт на практике, что такое соревнование, успех, неудача, учится преодолевать трудности или привыкает сдаваться перед ними.

3. ЦЕЛЬ проекта : способствовать воспитанию свободной, гуманной, духовной, самостоятельной личности, обогащённой научными знаниями, готовой к сознательной творческой деятельности и нравственному поведению.

4. ЗАДАЧИ проекта:

  • Создание благоприятных условий для раскрытия и развития способностей детей на каждом возрастном этапе.
  • Воспитание свободной личности, способной самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них.
  • Развитие у школьников познавательных интересов и стойкой положительной мотивации к обучению.
  • Формирование у учащихся гражданско – патриотических чувств, нравственных качеств, активной жизненной позиции.

5. Участники проекта

В реализации проекта принимали участие учащиеся 1 класса "Б" МОУ СОШ №1 г. Орехово-Зуева Московской области.

6. Сроки реализации.

с 01.09.2016 по 31.05.2017г.- долгосрочный

7. Реализация проекта

В школьный период социализации ребёнка формируется самооценка, которая во многих случаях остаётся с ним на всю жизнь. В школе ребёнок овладевает системой таких составляющих социальной адаптации :

  • Умение приспосабливаться к жизни в новых социальных условиях.
  • Осознанием новой социальной роли «Я- школьник».
  • Пониманием нового периода своей жизни.
  • Личностной активностью в установлении гармоничных связей с социальным окружением, соблюдением правил класса, требованием умения нормировано вести, отстаивать собственные мысли, позицию.

Социализация в школе происходит, по меньшей мере, в четырех сферах:

  1. В сфере свободного, нерегламентированного со стороны школы общения детей друг с другом. Позиция ребенка в этой сфере - «товарищ своих товарищей» (или, напротив, позиция «чужака»).
  2. В учебном процессе и во внеурочной деятельности. В этой сфере позиция ребенка - « ученик своих учителей».
  3. В общественной среде школы. Это детско-взрослое управление, детское самоуправление, клубы и т.п. Здесь ребенок занимает позицию «гражданина школы».
  4. Во внешкольном (внешнем по отношению к школе, но все-таки связанном с ней) социализационном пространстве. Здесь позиция ребенка – « гражданин общества». Занимает он эту позицию, участвуя в социальных проектах школы, социальных акциях, общественных объединениях, конкурсах и т.д.

Социальное становление происходит 4 путями:

  • В самом себе:
    • через осознание собственной уникальности и индивидуальности;
    • через развитие своих способностей.
  • В отношениях с другими людьми:
    • через заботу о них;
    • через совместную деятельность;
    • через общение с ними.
  • В отношениях с окружающим миром
    • через принимание мира;
    • через его познание;
    • через оценку его красоты;
    • через его созидательное преобразование.
  • Через собственное осмысление своего места в системе отношений мира.

А всю мою работу можно уложить в схему пирамиды: знание, практика, опыт, результат. С первых дней работы с классом я ставлю цель - сформировать коллектив, поскольку именно в коллективе социализация личности идет более успешно.

Большая часть в моей работе по социализации младших школьников приходится на долю занятий с детьми хореографией. Именно танец сплотил меня с ребятами. У меня в классе много ребят из неблагополучных семей, сказывается район, в котором находится школа. Это район Крутое. Ребята не посещали кружки и большую часть свободного времени проводили на улицах города, чаще без надзора взрослых. Теперь мои мальчишки-хулиганы после школьных занятий спешили в танцзал, где добросовестно трудились, разучивая новые движения. Так наши занятия стали регулярными и переросли в танцевальный кружок. Улучшилась успеваемость и поведение.

Мне же, как классному руководителю, очень хочется видеть моих детей самостоятельными, разносторонне развитыми гражданами правового демократического государства, патриотами России. Это и есть, на мой взгляд, главная цель воспитания.

8.Результаты проекта

Реализация моего проекта позволяет:

  • успешно адаптироваться ребенку в школе;
  • принять и освоить новые социальные роли;
  • овладеть начальными коммуникативными компетенциями;
  • ориентировать личность на саморазвитие, соразвитие.

Результаты диагностики определения уровня воспитанности таковы: в 2015-2016 учебном году в 1 классе (29 человек) учащихся с низким уровнем воспитанности - 30 %, со средним - 65 %, с высоким уровнем – 5%.

В 2016-2017 учебном году видна положительная динамика уровня воспитанности. Во 2 классе (26 человек) с низким уровнем - 15 %, со средним уровнем воспитанности -75%, с высоким уровнем – 10%.

По методике Н.Е. Щурковой я два года подряд провожу психологическое исследования уровня комфортности детей в классном коллективе. Так, количество учащихся, отрицающих школу, снизилось с 10% до 1%, доля детей, находящихся в позиции «наблюдение за жизнью класса» понизился с 40% до 25%, а количество учащихся, оценивающих свое положение «внутри класса» выросло с 25% до 80%.

Считаю, что воспитательная система, сложившаяся в классе, дает положительные результаты: благоприятный психологический климат, отсутствие правонарушений и неуспевающих, призовые места в школьных и городских конкурсах, участие в различных общешкольных мероприятиях.

 

© Администрация городского округа Орехово-Зуево.
Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ,
в том числе, об авторском праве и смежных правах.

Яндекс.Метрика